?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В прошлой статье я рассказывал об Иване Ефимовиче Трубникове, руководителе Западно-Сибирской железнодорожной магистрали. А также упоминал, что десятилетиями ранее, в тяжелые военные годы, тогда еще Томскую железную дорогу возглавлял Петр Федорович Кривонос, украинец родом из Донецкой области. Его фамилию в Новосибирске "русифицировали", и теперь на карте города имеется улица Кривоносова. О нем я и расскажу сегодня.

Имя этого человека стоит в одном ряду с такими героями труда, как Стаханов и Лунин. С 1925 г. Петр Федорович Кривонос работал в паровозном депо Славянска (Донецкая область). В 1935 г. выступил с предложением повышения вдвое технической скорости грузовых поездов. Этот почин получил широкое распространение в СССР. Машинисты, осваивавшие скоростные методы вождения составом, именовались "кривоносовцами".
В мае 1938 г. Петр Федорович стал начальником Южно-Донецкой железной дороги, в ноябре 1939 г. - начальником Северно-Донецкой железной дороги. Когда началась Великая Отечественная война, проводил эвакуацию имущества дороги и уничтожение дорожного хозяйства.
В начале войны Томской железной дороге не хватало кадров, в первую очередь, машинистов, пути были забиты вагонами, а страна после оккупации Донбасса очень нуждалась в сибирском угле. Магистрали нужна была железная рука, и в августе 1942 г. ее возглавил уже известный на весь Советский Союз Петр Кривонос. За полгода работы на нашей дороге ему удалось наладить ритмичную работу паровозных депо, сократить простой вагонов, существенно увеличить грузопоток.
В марте 1943 г. Кривонос вернулся в Донбасс и вновь стал начальником Северо-Донецкой железной дороги. Теперь ему приходилось восстанавливать разрушенное хозяйство и обеспечивать перевозки для фронта. В короткий срок в неимоверно трудных условиях была проведена огромная работа по восстановлению практически полностью разрушенного железнодорожного хозяйства (напомним, что Гитлер лично отдал приказ превратить Донбасс в пустыню, дабы оставить большевиков без важнейшего экономического региона, и этот варварский приказ неукоснительно выполнялся).

Петр Кривонос получил немало наград: четыре ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, четыре ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, Красной Звезды, «Знак Почёта», медали «За Победу над Германией», «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», другие медали, два знака «Почётному железнодорожнику».

В Славянске помнят этого великого человека. В 1971 г. он стал почётным гражданином города Славянска. Его имя присвоено локомотивному депо станции Славянск и железнодорожному училищу (ныне Славянский профессиональный лицей железнодорожного транспорта). Есть в этом городе и улица имени Кривоноса. Помнят его и в Киеве, где он жил и работал после войны. В честь него в Киеве названы улица, площадь, в Киевской области - железнодорожная станция. На здании управления Юго-Западной железной дороги в Киеве установлена мемориальная доска. В 2008 г. учреждена Премия имени П.Ф. Кривоноса для работников железнодорожного транспорта Украины.


Comments

( 1 comment — Leave a comment )
kamrad2213
Nov. 30th, 2015 08:22 am (UTC)
Поди тоже скоро запретят его имя на Украине.
( 1 comment — Leave a comment )