?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня многие предметы и явления кажутся нам такими простыми и обычными, что мы даже не задумываемся о том, что когда-то их не было. А появление этих предметов вызывало жаркие споры или недоумение: “Надо же, почему никто раньше до этого не додумался!” Приведу небольшую подборку бывших нововведений Новосибирска / Новониколаевска. 1) ТЭЦ-1 (современный адрес - Пристанский переулок, 4). По ее номеру несложно понять, что это была первая ТЭЦ в Новониколаевске. Кроме этого, она являлась первой крупной электростанцией Сибири, спроектированной и построенной при Советской власти и оснащенной отечественным оборудованием. Оборудование станции было изготовлено в Ленинграде: два турбогенератора и котлы поставил металлический завод; трансформаторы - “Электросила” ; материалы для электросетей - “Севкабель”. После сдачи станции в 1926г. ее мощность составляла 1000 кВт, к 1928г. мощность ее достигла 2000 кВт. 2) Первая канализация в Новониколаевске вступила в действие в 1929г. Главный канализационный коллектор длиной 3200 метров с очистной станцией мощностью 360 куб.метров в сутки у Михайловского лога в конце улицы Бийской (Депутатской) охватил в первую очередь новые капитальные постройки: здания Госучреждений, Сибкрайсоюза, Промбанка, городского корпуса, “Доходного дома”, Госторга, Дворца Труда, Сибгосоперы (театр “Красный факел”). 3) Первый водопровод был пущен в том же 1929г. (в правобережной части города). Для забора воды были построены водоприемник на берегу Оби, в 4 км выше железнодорожного моста, около устья Ини; здание насосно-фильтровальной станции. Водонапорная башня была построена в Закаменском районе на самой высокой отметке города (на ул.Добролюбова). Первоначально водопроводная сеть составила 51,7 км, к ней были подключены 140 домов и 23 водопроводные колонки; суточный отпуск воды на жителя составлял 13 литров. Сеть была оборудована 373 пожарными гидрантами московского типа.
4) В 1929 г. началась реализация первого “сада-квартала нового типа” (прообраза современного жилмассива). Реализация проекта принадлежала жилищному кооперативу “Печатник”. Местоположение этого квартала ограничивалось Красным проспектом, улицами Советской, Потанинской, Трудовой. В квартале проектировалась общественная столовая на 500 человек, детские ясли на 100 мест, читальня и зал собраний, аптека. Внутри квартала - общественный сад и детские площадки. Социальная программа строительства была совершенно нова для Новосибирска и вызывала настоящий энтузиазм у населения. Но, к сожалению, квартал только наполовину был застроен новыми домами, сегодня они имеют адреса: ул. Трудовая, 1, 3, 7. 5) Домам кооператива “Печатник” также принадлежит первенство в другой области. Это были первые дома с ванными комнатами в квартирах, чего еще не было в Новосибирске. В подвалах этих домов также располагались душевые и прачечные.
6) Встроенные шкафы для домашних вещей впервые были спроектированы и построены в домах на улице Челюскинцев (дома №5 и 7).
7) Первый крупнопанельный дом в Новосибирске был возведен в 1960г. по улице Космической 12/1. Его конструкции крупных панелей, наружных и внутренних стен и технология их изготовления разрабатывались московской архитектурной мастерской, институтом Новосибпроект и новосибирским трестом Железобетон. Крупные панели размером 560х280 см, толщиной 40 см изготавливались конвейерным способом на заводе ЖБИ-6 (ныне “Дискус плюс”). К возведению этого дома строители отнеслись чрезвычайно ответственно, так как от качества строительных работ зависело развитие всего каркасно-панельного домостроения в Новосибирске. Строительство постоянно посещали члены различных комиссий, а жители окружающих кирпичных пятиэтажек еще несколько лет спорили - сложится дом или нет?
8) Первый трамвай прогромыхал по улицам Новосибирска в ноябре 1934г. Трамвай был основным общественным транспортным средством в миллионном городе до середины 1980-х годов (до момента пуска первого участка метрополитена). Первый маршрут прошел от вокзала через центр на улицу Большевистскую до завода “Труд”. Второй маршрут шел от центра через Ипподромскую площадь по Каменскому шоссе до “Сибмашстроя”. Третий маршрут соединял “Сибмашстрой” с вокзалом.
9) Движение первого новосибирского троллейбуса началось в ноябре 1957г. и проходило оно по маршруту “Аэропорт – ул. Мостовая (автовокзал)”.
10) В сентябре 1985г. под землёй Новосибирска прошел первый поезд метро. Это был рабочий поезд. А для пассажиров метрополитен официально открыл свои двери 7 января 1986 года. На тот момент в нем было всего 5 станций: Красный проспект, пл.Ленина, Октябрьская, Речной вокзал и Студенческая.
А вы можете добавить что-нибудь к этому списку?